Межрегиональный образовательный проект

"Молодежь. Общество. Будущее"

Заочный этап конкурса

Сформирован список участников заочного тура Межрегионального конкурса для учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций "Молодежь. Общество. Будущее". Со списком участников Вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: Список участников. 

 

Конкурсные задания для заочного тура конкурса

«МОЛОДЕЖЬ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ»

  1. НОМИНАЦИЯ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Возрастная группа 6-8 классы

Темы эссе

  1. Долг, совесть, мораль – что значат эти понятия?
  2. Что значит быть патриотом?
  3. Следует ли жертвовать правами и свободами ради обеспечения безопасности?
  4. Откуда происходят законы?
  5. Повышается ли в современном обществе степень свободы человека?
  6. Ответственность человека перед обществом: в чем она состоит?
  7. Социальное неравенство в XXI веке: причины и особенности
  8. Образование в эпоху Интернета: традиции и инновации
  9. Роль традиционных ценностей в эпоху перемен
  10. Возможно ли будущее без прошлого?

Высказывания для анализа

  1. Один родится с серебряной ложкой во рту, а другой – с деревянным половником (О. Голдсмит)
  2. Торговля объединяет человечество во всеобщее братство взаимной зависимости и интересов (Дж.Гарфилд)
  3. Общество как воздух, оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни (Дж. Сантаяна)
  4. Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни (Андре Моруа)
  5. При  отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки (Августин Аврелий)

Возрастная группа 9-11 классы

Темы эссе

  1. Возможна ли в современном мире прямая демократия, каковая была в античном полисе?
  2. Почему философия и наука зародились в Древней Греции?
  3. Целесообразно ли ломать социальные стереотипы?
  4. Информатизация и виртуализация как причины социальных изменений
  5. Стирает ли Интернет границы государств?
  6. Общество будущего – какое оно?
  7. Глобальное общество: реальность или миф?
  8. Идеалы и цели современного человека
  9. Современный человек: метаморфозы телесного и духовного
  10. Виртуальное общение: преимущества и недостатки

 Высказывания для анализа

  1. Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу (Сенека)
  2. Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для её применения (Ж.-Ж. Руссо)
  3. Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский)
  4. Самое большое преступление – безнаказанность (Б. Шоу)
  5. Неравенство… следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым... (А. Чехов)
  1. НОМИНАЦИЯ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Возрастная группа 6-8 классы

Темы эссе

  1. Что для меня значит культура?
  2. Какое значение слова «культура» является главным?
  3. Как связаны культура и воспитание?
  4. Каким должен быть культурный человек?
  5. Культура как просвещение человека.
  6. С чего начинается культура?
  7. Существует ли общечеловеческая культура?
  8. Можем ли мы понять культуры прошлого?
  9. Что понимает под словом «культура» современный человек?
  10. Возможно ли понимание родной культуры без знания ее истории?

Высказывания для анализа

  1. Культура и внешний лоск – совершенно разные вещи (У. Эмерсон)
  2. Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду (М. Горький)
  3. Осветляя душу культурой, становишься яркой личностью (Г. Александров)
  4. Моральная культура должна основываться на принципах (И.Кант)
  5. Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых (Ф. Искандер)

Возрастная группа 9-11 классы

Темы эссе

  1. Культура и цивилизация: в чем разница?
  2. Что значит кризис культуры?
  3. Как соотносятся посредственность и культура?
  4. Предрассудки и культура: есть ли между ними связь?
  5. Ценности культуры: неизменны или изменчивы?
  6. Культура эпохи Интернета: соотношение реального и виртуального в культуре.
  7. Роль мифов в современной культуре.
  8. Культура потребления – это культура?
  9. Тренды глобальной культуры.
  10. Пути развития современной культуры.

 Высказывания для анализа

  1. Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Ф.Ницше)
  2. Процент неграмотных – величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать (А. Моравиа)
  3. Нельзя быть человеком, не будучи созданием той или иной культуры (М. Элиаде)
  4. Убогое представление о культуре у тех, кто полагает, будто она сводится к затверженным формулам. Последний школяр на отделении точных наук знает о законах природы куда больше, чем знал Паскаль. Но способен ли школяр мыслить, как он? (А. Сент-Экзюпери)
  5. Культура начинается с запретов (Ю. Лотман)
  1. НОМИНАЦИЯ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Возрастная группа 6-8 классы

Темы эссе

  1. Как вера в Бога помогает в жизни?
  2. Что такое любовь?
  3. Что такое совесть?
  4. Ветхозаветный патриарх Иосиф и его жизнь.
  5. Святой благоверный князь Владимир.
  6. Святой благоверный князь Александр Невский.
  7. Пасха и ее смысл.
  8. Кто такие святые?
  9. Кто такой Христос?
  10. Какая самая главная заповедь и почему?

Высказывания для анализа

  1. Не судите, да не судимы будете (Матф.7:1)
  2. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Матф.5:7)
  3. Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени (Св. Нил Синайский)
  4. Где Дух Господень, там свобода (апостол Павел)
  5. Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью (Л.Н. Толстой)

Возрастная группа 9-11 классы

Темы эссе

  1. Семья и ее смысл.
  2. Какая цель человеческой жизни?
  3. Мученики, кто они?
  4. Христианское отношение к войне.
  5. Притча о блудном сыне.
  6. Предательство Иуды.
  7. Христос и Его значение в жизни человека.
  8. Пост и его смысл.
  9. Рождество Христово.
  10. Почитание родителей.

Высказывания для анализа

  1. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан.15:13)
  2. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2:17)
  3. Время летит, а вечность приближается (Блаженный Августин)
  4. Личность есть лишь в том случае, если есть Бог (Н.А. Бердяев)
  5. Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души (В. Франкл)
  1. НОМИНАЦИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Возрастная группа 6-8 классы

Темы эссе

  1. Православие как основа культурного общества.
  2. Почитание Пресвятой Богородицы на Руси. Ее чудотворные образы.
  3. Политическая деятельность св. благоверного князя Александра Невского.
  4. Преподобный Сергий Радонежский как образец русского монашества XIV-XV вв.
  5. Нравственный облик современной православной молодежи: каким он должен быть?
  6. Православное понимание праздника.
  7. Православная семья в современном обществе: какой она должна быть?
  8. Кто такой человек святой? (На примере русских святых).
  9. Христианин-миссионер: миссия примером собственной жизни.
  10. Как добро побеждает зло? Тема добра и зла в творчестве русских писателей XIX в.

Высказывания для анализа

  1. Не в силе Бог, а в правде (Св. блгв. кн. Александр Невский)
  2. Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви… (св. прав. Иоанн Кронштадтский)
  3. Русские люди, думайте! Храните верность своему промыслительному призванию Народа-Богоносца… (Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербуржский и Ладожский)
  4. Внешнее, видимое благочестие без внутреннего есть лицемерие и обман (свт. Тихон Задонский)
  5. Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества (свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский)

Возрастная группа 9-11 классы

Темы эссе

  1. Православие как культуроопределяющий фактор.
  2. Русская Православная Церковь – хранительница культуры России.
  3. Социальная деятельность Русской Православной Церкви в годы тяжелых испытаний русского народа.
  4. Православная культура и любовь к Родине в творчестве отечественных писателей.
  5. Как повлиял выбор святого равноапостольного князя Владимира на морально-нравственный облик русского человека.
  6. Особенности русского византизма.
  7. Русское монашество и русская душа.
  8. Заветы святого князя Владимира: значение для русского народа и актуальность для будущих поколений.
  9. Христианские ценности как основа общечеловеческих ценностей.
  10. Симфония Церкви и государства в XVII веке (начало правления династии Романовых).
  11. Евангельские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского.

Высказывания для анализа

  1. Душа русского народа была сформирована православной церковью (Н.А. Бердяев)
  2. Что такое, наконец, христианство в России без византийских основ и без византийских форм?… (К.Н. Леонтьев «Византизм и славянство»)
  3. В этом мире я знаток и монастырь русский знаю с детства (Ф.М. Достоевский «Письма. 1834-1881»)
  4. Кто не понимает Православия, тот никогда не поймет и народа нашего (Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», 1881)
  5. …И даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога… (Аверкий (Таушев), архиепКрещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу»)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ

  1. Участие в заочном туре предполагает выполнение двух конкурсных заданий – написание эссе и анализ высказывания. Каждый конкурсант имеет право выбрать только одно из 4 конкурсных направлений:

- обществоведческое,

- культурологическое,

- религиоведческое,

- номинация, посвященная основам православной культуры.

В каждой из названных номинаций выделяется две возрастные группы – 6-8 классы и 9-11 классы. После выбора номинации и своей возрастной группы участник выбирает одну тему для написания эссе и одно высказывание для анализа.

  1. Структура эссе:
  • Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения) - 20%
  • Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) - 60%
  • Заключение (Выводы, умозаключения) - 20%
  1. Структура анализа высказывания:
  • Введение цитаты. Описание актуальности проблемы, поднятой автором – 20 %
  • Смысл высказывания. Собственная точка зрения – 20 %
  • Аргументация проблемы на теоретическом уровне – 20 %
  • Не менее двух примеров подтверждающие верность высказанных суждений (из СМИ, материалов учебных предметов) – 20 %
  • Вывод – 20 %
  1. В своём эссе и анализе высказывания конкурсант должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, подтверждающим его мысли.
  1. Общие требования, предъявляемые к эссе и анализу высказывания:
  • Эссе должно восприниматься как единое целое, идея текста должна быть ясной и понятной.
  • Эссе не должно содержать ничего лишнего, авторский текст должен включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции автора и основной идеи.
  • Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
  • Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
  • Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
  • Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
  1. Каждое выполненное задание оценивается по 10 критериям, каждый из которых оценивается 5-балльной шкале. Максимальный балл, который может набрать конкурсант, равен 100.
  1. Критерии отбора выполненных заданий для заочного тура:

- соответствие содержания работы выбранной теме (направлению);

- постановка проблемы и уровень ее раскрытия, выражение в работе актуальности;

- творческий, оригинальный подход, степень самостоятельности при выполнении задания;

- анализ, новизна и систематизация информационных источников;

- практическая направленность работы;

- грамотность и логика, аккуратность представленной работы;

- научное обоснование;

- оформление работы;

- структура работы;

- использование источников и литературы.