Межрегиональный образовательный проект

"Молодежь. Общество. Будущее"

Основы православной культуры

Пояснительная записка

Данный краткий курс занятий по основам православной культуры является частью образовательной программы летней школы в рамках Межрегионального образовательного проекта «Молодёжь. Общество. Будущее»

         Цель курса - дать учащимся азы знаний по истории православной культуры, в частности по истории православной культуры Крыма - культуре традиционной для России и распространенной в Крыму, а также указать на общие культурные связи Крыма и Саратовского региона в истории русского Православия.  Концепция курса основана на идее, что многовековые христианские традиции Крымской земли лежат в основе становления и развития Православия в цивилизационном пространстве исторической Руси.  Древний Херсонес, в котором принял крещение Великий князь Владимир, стал колыбелью Русского Мира.

В результате освоения краткого курса слушатели летней школы должны иметь:

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому языку, народным традициям;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, а также наследие её регионов,  верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

- сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.

По окончанию обучения слушатели  должны расширить свои представления в области историко-культурного, духовного наследия своей страны и, основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.

Должны уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; формировать собственную позицию; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.

Краткий курс представлен четырьмя занятиями. Из них два аудиторных и два практических. Аудиторные занятия пройдут в форме лекций с презентациями по истории православной культуры в Крыму. На практических занятиях планируется проведение семинаров и тестирование.

Содержание занятий

 Занятие 1 (аудиторное).

Православная вера и ее роль в истории Крыма. Святой апостол Андрей Первозванный. Жизнь первых христиан – последователей св. апостола Андрея Первозванного. Св. Климент Римский в Крыму. Хазарская миссия святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. Пещерные монастыри Крыма.  Херсонес и его роль в распространении христианства. Древние епархии Крыма. Крым – оплот православия в годы иконоборчества.

Крым имеет исключительное значение для русского православия. Сколько бы, скептически настроенные ученые и историки ни пытались это оспорить, не выходит. Все факты говорят о противоположном.

- Еще задолго до Владимирской эпохи именно из Крыма проповедники приходили со словом Божьим на пространство будущей Святой Руси. Это касается ученика Иисуса Христа апостола Андрея Первозванного, который дошел до будущих Киева и Новгорода, а также Херсонесских епископов, которые своими проповедями вселяли веру Христову в население огромного евразийского пространства, именуемого «Великой Скифией». Жили там готы, даки, роксоланы и, в том числе, древние славяне.

То, что апостол Андрей Первозванный был в Крыму, подтверждают не только раннехристианские историки, но и крымская топонимика. Например, в честь апостола назван мыс святого Андрея в районе Херсонеса и водопад Ай-Андре в районе Демерджи. Эти топонимы глубоко врезались в память людей и передавались через века.

 История донесла до нас имена первых слушателей и учеников апостола Андрея в Крыму: Инна, Пинна, Римма. Имена эти мужские, не женские, как многие ошибочно полагают. Как пишет святитель Лука, они были готы, а может быть, тавроскифы, жившие между сегодняшними Алуштой и Балаклавой. Инна, Пинна и Римма приняли святое крещение и проповедовали христианство в языческой Скифии, дойдя до устья Дуная, где они были утоплены.

Местное предание гласит, что мощи этих святых находятся в Алуште на территории храма Всех Крымских Святых - под часовней, возведенной в честь первых учеников Андрея Первозванного на крымской земле.

Аргументом того, что апостол Андрей был в Крыму, служит следующее. Есть летописи, хроники, которые описывают пребывание вИнкермане четвертого епископа Рима священномученика Климента (один из ближайших учеников апостола Петра), которого отправили в ссылку за христианские проповеди. Он обнаружил более 70 пещерных церквей, разбросанных по всему Крыму. Разумеется, это может быть результатом только учения апостола Андрея. Потому что о Христе больше никто не мог людям рассказать.

Кстати, с именем святого Климента Римского связано возникновение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, по праву считающегося одним из древнейших.

Во время работ по добыче камня в скале образовались пещеры, одну из них Климент расширил и обустроил в ней церковь, где совершал богослужения.  Молиться сюда приходили и свободные люди. Слух об этом дошел до Рима, и император Траян отдал тайный приказ умертвить Климента. Священномученика утопили в Карантинной бухте, недалеко от Херсонеса, привязав к шее якорь.

Особую роль в становлении Херсонеса как уникального духовного центра православной веры сыграли семь епископов: Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий, Капитон. С 300-х годов иерусалимский патриарх начал их одного за другим присылать в Херсонес, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа. Слова святых о неправильной жизни и заблуждениях язычников приводили в ярость людей. Епископов с кулаками и палками выгоняли из города. Еще не все люди готовы были принять новую веру.

Но однажды случилось чудо. У одного их херсонесских князей умер сын. Родители долго оплакивали мальчика, пока он не явился им во сне и не сказал найти священника Василия, которого они выгнали из города, и попросить его помолиться, пообещав, что после этого ребенок воскреснет. Родители нашли святого в нескольких километрах от города в одной из пещер. Василий ответил, что не может воскресить кого-то, но Господь, если они уверуют, сможет это сделать. Так и случилось. После долгих молитв и окропления святой водой ребенок ожил. Святого с почестями привели в город, и многие жители, услышав о чуде, приняли христианство.

Но в Херсонесе все равно оставалось много язычников, которые решили убить святого. 7 марта 310 года они забили его камнями и палками, а тело оставили за воротами на съедение животным. Но оно осталось нетронутым и неистлевшим. Христиане потом тайно похоронили епископа в пещере.

Епископ Ефрем, прибывший в Херсонес вместе с Василием, отправился проповедовать скифам на берега Дуная. Многих обратил он в веру Христову, но погиб от меча 7 марта 315 года.

В 311 году патриарх Герман прислал в Херсонес епископов Евгения, Елпидия и Агафодора. Святые подверглись тяжким мучениям и за проповедь Христа были умерщвлены. Святого епископа Агафодора распяли на кресте, святого Евгения «влекли по городу» и забили до смерти. Тогда же пострадал за проповедь Евангелия и святой Елпидий…

Обратить к вере большое количество людей удалось епископу Капитону, прибывшему в Херсонес в 324 году в сопровождении 500 воинов императора Константина Великого. Произошло это благодаря чуду, а не с помощью силы. Недоверчивые горожане предложили святому войти в две горячие печи, разожженные для приготовления извести. «Если ты войдешь и останешься неопалим от огня, тогда мы уверуем проповедуемому тобою Богу», - сказали они. В ответ епископ ответил: «Отдайте детей ваших воинам. Если по исполнении именем Христовым вашего требования вы не уверуете, тогда они детей ваших ввергнут в печь». И люди согласились. Помолившись, Капитон решился на поступок, угрожавший ему смертью. Но сделал это не колебавшись. Пробыв в печи довольно долгое время, вышел живой и невредимый. На этом месте построили храм во имя святого апостола Петра. Кстати, в западном районе Херсонеса в основании одного из храмов археологи нашли остатки печи. Возможно, это та самая печь, в которой произошло чудо.

О подвиге святого Капитона и крещении херсонеситов немедленно сообщили императору Константину. В то время святые отцы по его инициативе собрались на первый Вселенский собор в городе Никее (325-й год). Они прославили Бога и святого епископа Капитона.

Умер святой во время одной из поездок в Константинополь. Разыгралась буря, и корабль занесло в устье Дуная. Местные жители захватили всех, кто был на судне, и утопили в реке. Это произошло 21 декабря, но церковь чтит память святого Капитона 7 марта, в день семи святых епископов Херсонесских.

Шесть из семи епископов умерли мученической смертью 7-го числа, но в разные годы.

Прибывший в Херсонес седьмой епископ Еферий был удивлен жестокостью язычников, не допускавших распространения христианства, поэтому святой отправился в Византию просить помощи у императора Константина Великого. Правитель издал указ о свободе верования, после чего христиане могли свободно собираться и совершать богослужения. Вернувшись в Херсонес, епископ Еферий обрадовал людей, построил церковь, а потом вновь отплыл в Византию. На обратном пути он попал на остров Аос, где в 324 году умер от болезни.

Весьма значительную лепту в развитие православия в Крыму внесли славянские просветители Кирилл и Мефодий. Мефодий был старшим из семи братьев, а Кирилл (это монашеское имя, при рождении родители назвали его Константином) самым младшим. Жили они в греческом городе Солуни, в довольно знатной и благочестивой семье.

Святой Мефодий, прослужив 10 лет в одном из славянских княжеств, принял монашество. Кирилл с малых лет тянулся к знаниям, учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у святителя Фотия, впоследствии занявшего патриаршую кафедру в Константинополе. В совершенстве изучил многие науки и языки. После принял сан иерея и тайно ушел в монастырь.

Однажды к императору пришли послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Кирилла и сказал: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит».

С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Без этих книг не могло совершаться Богослужение.

Именно во время пребывания в Херсонесе братья обнаружили загадочные знаки, на которых были написаны священные для христиан книги - Евангелие и Псалтирь. Раскрыть значение этих знаков им помогли руссы, которые к тому времени уже достаточно прочно обосновались на Крымском полуострове и с которыми славянские просветители познакомились во время своей херсонесской миссии. Это стало мощнейшим толчком для создания в 863 году славянской азбуки.

На этом труды святых не завершились. В Херсонесе братья обрели мощи святого Климента, которые перевезли из Крыма в Рим. Это была величайшая ценность в глазах западных христиан. Перенесение мощей позволило разрешить проповедь на славянском языке, что для Рима того времени было крайне удивительно. Проповедовали братья в Моравии (ныне это территория современной Чехии). Кстати, на престоле в одной из римских церквей лежало Евангелие, которое Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык. Это тоже поразительный факт.

Херсонес был основан в 424/421 годах до н. э. как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской. Существует также версия о наличии более раннего поселения. Заложенная у нынешней Карантинной бухты, колония вскоре осваивает Гераклейский полуостров, а затем и территории северо-западного Крыма, поделив к IV веку до н. э. Крым с Боспором.

Город представлял собой типичную элинистическую полис-крепость и сельскохозяйственную хору. Весь Гераклейский полуостров поделен на ровную сетку из наделов гражданам. Несколько наделов контролировались одной усадьбой хоры. Развалины таких усадеб до сих пор частично сохранились. Между наделами, или клерами, были разбиты дороги. Выращивались, главным образом, виноград и злаковые. Следы подпорных виноградных стенок до сих пор хорошо различимы на территории Гераклейского полуострова. За счет обширной территории хоры — территория Херсонеса совпадает или даже превышает территорию застройки жилых районов современного города Севастополя.

Будучи демократическим полисом, Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вёл активную внешнюю политику. Верховной покровительницей города считалась Артемида. В IV—III веках до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.

В III веке до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III века до н. э.

Все годы существования государства Херсонесу приходилось вести войны. Во II веке до н. э. шла кровопролитная, длительная война соскифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединённой армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110—107 годов до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошёл на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твёрдую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов. В 25 году до н. э. Август дарует Херсонесу «свободу» от Боспорского царства. В 8 году до н. э. Царь Боспора Полемон убитаспургианами. Октавиан Август признает Аспурга царём Боспора, добившись выделения из его царства Херсонеса.

В первых веках нашей эры в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия, а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота (Classis Flavia Moesica). В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.

Памятник Андрею Первозванному в Херсонесе

Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователихристианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе. С утверждением христианства как государственной религии в империи безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театры, храмы, их заменяют христианские церкви и часовни. В составе Римской державы в IV—V веках город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. В связи с угрозой нападения кочевников, в последней четверти IV века в Таврику переводится легион Balistarii Seniores, входивший в подчинение военного магистра Востока, и впоследствии составивший основу херсонесского гарнизона. Херсонес, защищённый мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового,феодального строя.

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX веке стал одной из её военно-административных областей — фемой. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересовХазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне.

 

Занятие 2 (практическое).

Просмотр фрагментов фильма митрополита Иллариона (Алфеева) «Православие на Крымской земле». Обсуждение. Тестирование.

Электронный адрес документального фильма "Православие на Крымской земле" (2016)

 Вопросы к Семинару

  1. Был ли святой апостол Андрей в Крыму и Северном Причерноморье?
  2. Священномученик Климент Римский и первая христианская община в Инкермане.
  3. Главные святыни Крыма.

 Занятие 3 (аудиторное).

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Крым – византийская провинция. Крымское ханство и гонения на православную Церковь. Митрополит Готфский Игнатий и исход православных из Крыма. Присоединение Крыма к России. Возрождение Православия. Выдающиеся памятники христианского искусства в Крыму.

Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIIIБагрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

 

Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!

 

К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»: В году 6496 [988] был крещён Владимир, который крестил Росию.

Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI век) так объясняет мотивы князя Владимира: «и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его»

В конце XIII века при императоре Андронике II Готская архиепископия, наряду с другими автокефальными архиепископиями, была возведена в ранг митрополии. На Константинопольском соборе 1292 года Готский владыка Софроний присутствовал уже в сане митрополита.

В 1317 году патриарх Иоанн XIII Глика вмешался в тяжбу за приходы Готской и Сугдейской епархий. В конце XIV века известен спор о принадлежности приходов между Херсонской с одной стороны и Готской и Сугдейской с другой. Херсонский митрополит заявил свои права на ряд приходов, которые он назвал своими исконными территориями. К слову сказать, к спорным территориям принадлежала и родина Иоанна Готского Партенит. В тяжбе за приходы при двух Константинопольских патриархах Макарии и Ниле сказалась, возможно, политическая составляющая. И если патриарх Макарий деятельно поддержал притязания херсонского владыки, то поставленный после его свержения патриарх Нил склонился в сторону его противников, впрочем призывая к милости в отношении обнищавшей Херсонской кафедры. Готский митрополит Феодосий проявил взысканную патриархом милость и уступил Херсонскому владыке в споре. Той же грамотой под управление митрополита Антония передавалась и ставропигия Константинопольского патриарха Ялита с сохранением на неё патриарших прав. То есть митрополит Готский стал и экзархом Ялиты. Митрополит Феодосий скончался в марте 1386 года. Следующим Готским владыкой стал Антоний.

В скором времени, а именно к 1427 году спорные приходы оказались вновь под омофором Готского митрополита. А где-то в середине XV века была упразднена и ослабевшая вместе со своим епархиальным центром Херсонская епархия, приходы которой оказались в составе соседних Готской и Сугдейской епархиях. Вскоре была присоединена и Сугдейская епархия

В 1475 году Мангуп, после продолжительной осады, пал от войск, утвердившихся в Малой Азии турок-осман. Падение последнего оплота некогда процветавшего княжества Феодоро сопровождалось уничтожением христианского населения, в первую очередь, местной знати.

Известно, что турецкое правительство в целом вполне терпимо относилось к иноверным, и они, соблюдая определённые ограничения, могли продолжать совершать богослужение. Иерархия же, в нашем случае Православная, встраивалась в общую систему управления империи. Константинопольский патриарх по существу стал этнархом для всех христиан.

Упоминания о Готских иерархах возобновляются в последней четверти XVI века. Некий почтенный иерарх упоминается у посла Стефана Батория Броневского. В 1587 году архиереем Готским был Констанций, при котором была заложена церковь в селе Бия-Сала. В это время, очевидно, другие крымские епархии уже не существуют, а их приходы подчинены митрополиту Готскому.

В 1635 году митрополит Серафим сообщал царю Михаилу о разорении татарами Георгиевского монастыря.

Начиная с 1639 года благодаря документу на Крымско-татарском языке «Известие о пришедших в Крым митрополитах», опубликованном Ф. А. Хартахаем, мы знаем имена и время правления готских митрополитов. Это:

  • Анфим — в 1639 г.;
  • Давид — с 21 октября 1652 г.;
  • Мефодий — с 15 ноября 1673 г.;
  • Неофит — с 13 мая 1680 г.;
  • Макарий — с 21 июня 1707 г.;
  • Парфений — с 23 декабря 1710 г.;
  • Гедеон — с 25 ноября 1725 г.

В 1678 году последняя епархия Крыма, митрополия Кафы, была присоединена к Готской митрополии. Новая митрополия получила название Готской и Кафской (или Готская и Кефайская).

Известно имя митрополита Готии и Кафы Парфения, упоминаемого в 1721 году. После него кафедру занимал митрополит Гедеон, резиденция которого располагалась в Успенском скиту близ селения Мариамполь под Бахчисараем.

Около 1750 года Гребенские казаки, жившие на территории контролируемой крымским ханом, просили турецкого султана поставить им своего епископа. По настоянию султана митрополит Гедеон епископом Кубанским и Терским поставил монаха Феодосия. Таким образом, появилась новая епархия. Однако в 1755 году Феодосий вместе сказаками-некрасовцами перебрался в Добруджу, и, по-видимому, Кубанская и Терская епархия прекратила своё существование.

Фирман султана Мустафы 1759 года содержит перечень городов, находящихся под омофором Готского митрополита. Названы Мангуп, Кафа, Балаклава, Судак и Азов. Фирман давал митрополии достаточные льготы и гарантии, однако жизнь отличалась от написанного на бумаге: турецкие чиновники традиционно злоупотребляли своей властью, а притеснения христианской «райи» вошло в обычай со времени покорения империи османами.

Однако главной причиной падения жизни среди крымских христиан были не гонения, волну которых они стойко пережили в первые годы завоевания, а общий с пришлым татарским населением быт. Утратив господствующее положение на полуострове, крымские христиане постепенно утрачивали свою культуру, язык, смешиваясь с мусульманским населением. Как пишет архимандрит Арсений, в конце XVIII века митрополит Игнатий вынужден был произносить проповеди на татарском. Кроме того, многие христиане, соблазнившись лучшим положением мусульман в мусульманской стране, принимали ислам. К этому стоит добавить полное отсутствие какой-либо системы образования. Начиная с XVII века, все митрополиты были присылаемы из империи, среди местных же не находилось достаточно образованных для выполнения этой роли.

Митрополит Гедеон скончался в 1769 году. В апреле 1771 года на его место с архипелага прибыл митрополит Игнатий. На этот момент ему уже было более 60-ти лет. Его прибытие в свою митрополию совпало с разгаром очередной русско-турецкой войны. Османские власти, подозревая в христианах сторонников своего врага, усилии преследования их. Дошло до того, что митрополит вынужден был прятаться от своих преследователей.

Конец существованию Готской епархии положило переселение христиан из Крыма в Северное Приазовье во главе с митрополитом Игнатием. Инициатором переселения было русское правительство. 16 июня 1778 года на имя императрицы Екатерины II было подано прошение крымских христиан с просьбой о переселении на территорию Российской империи. Причиной, названной в документе, было постоянные притеснения христианского населения со стороны мусульман. 21 мая 1779 года на имя митрополита Игнатия была отправлена высочайшая грамота с пожалованием земель в Северном Приазовье. Игнатий принимался в прежнем сане, как митрополит Готии и Кафы (или, как в документе, Готфейский и Кефайский) с подчинением непосредственно Синоду.

Как пишет греческий историк XIX века Феоктист Хартахай, некоторые татары, прознав о льготах, дарованных высочайшей волей переселенцам, принимали христианство и отправлялись на новое место жительства.

Переселение состоялось в конце 1779 года. Всего покинуло Крым более 31 тыс. человек христианского населения, среди которых были и христиане армяне вместе с архимандритом Петром Маргосом, и католики с пастором Якобом. Прибытие крымских христиан в Приазовье положило начало городу, названного аналогично последнему епархиальному центру митрополии — Мариамполь или же Мариуполь. Земли, выделенные армянским переселенцам, располагались восточнее, в Таганрогском градоначальничестве и в районе современного городаРостов-на-Дону.

Значительная часть крымских христиан остались на родине. Однако многие православные приходы оказались заброшенными. Хан Шагин-Гирей, положение которого среди его подданных после переселения христиан пошатнулось, фактически принудил греческого священника Константиноса Спиранди, оказавшегося в Крыму в 1781 году, возобновить богослужение в Успенском скиту близ Бахчисарая. О. Константинос восстановил богослужение в Мангуше в церкви св. Феодора и в храме Богоматери в Бахчисарае. Митрополит Игнатий умер 16 февраля 1786 года. После смерти последнего Готского митрополита его паства была присоединена к Славянской епархии.

В апреле 1784 года земли аннексированного Россией в 1783 году Крымского ханства вошли в состав в Славянской епархии. К этому времени большинство церквей и все монастыри были заброшены и разграблены, т.к. православное население в массе своей ушло в Россию несколькими годами раньше. Готфийская епархия продолжала существовать в составе Славянской вплоть до 1786 года, после чего до 1799 года ей приемствовала полусамостоятельное Феодосийское викариатство.

Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православного архиерея и полуостров управлялсяЕкатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года – Херсонскими владыками. Поначалу, из-за влияния секулярного "просвещения," Россия делала очень мало для христианизации края. В первые семьдесят лет русской колонизации не было сделано ничего для возрождения христианских святынь эпохи владычества православной Восточной Римской империи, хотя повсюду сохранялись развалины древних церквей и монастырей. При этом правительство способствовало заселению края разнородными иностранцами, в большом количестве сектантами и раскольниками, а около пятидесяти лет после аннексии господствующей религией там оставалось мусульманство.

Положение изменилось лишь в середине XIX века, когда Святейший Синод получил возможность восстанавливать здесь старые монастыри и основывать новые. Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Крыма, на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия, будучи выделена из состава Херсонской. С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала быстро шириться - менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. При святителе Гурии (Карпове) начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал "Таврические епархиальные ведомости".

После начала революционной смуты в 1917 году для Православия всей бывшей Российской империи настали времена испытаний. В 1920–30-е годы Церковь в Крыму подверглась жестоким гонениям: закрывались монастыри и храмы, тысячи верующих и священников были репрессированы.

С 1922 по 1933 год также существовала Симферопольская обновленческая епархия.

Православие в Крыму стало возрождаться лишь в конце 1980-х годов. В состав восстанавливаемой Симферопольской епархии входила вся территория Крыма вплоть до выделения самостотельной Джанкойской епархии на севере полуострова решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября2008 года.

20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии была также выделена самостоятельная Феодосийская епархия в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.

Занятие 4 (практическое).

Крым и Саратов – связующие нити святости. Презентация докладов слушателей о святых подвижниках, жизненный путь которых тесно связан с Крымом и Саратовом. Святитель Гурий (Карпов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Вениамин (Федченков). Обсуждение.

 Слушатели летней школы на основании работы с указанными источниками и материалами из сети Интернет представляют краткие сообщения о следующих церковных деятелях:

Святитель Гурий (Карпов);

Святитель Лука (Войно-Ясененцкий);

Митрополит Вениамин (Федченков).

Вопросы к Семинару

  1. В чем святые видели смысл совей жизни и служения?
  2. Святители Лука и Гурий – что общего и различного.
  3. Значение доброй христианской жизни для внешнего свидетельства.
  4. Литературное наследие Митрополита Вениамина (Федченкова).

Литература:

Андреев А.Р. История Крыма. М., 1997.- 255 с.

Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. - М., 1994.

Дублянский В.Н. Пещеры Крыма. - Симферополь: Таврия, 1977.

История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках).- Симферополь: Атлас-компакт, 2006.- 400 с.

Изборник: Повести Древней Руси.- М.: Худ. литература.- 1986.- 447 с.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х т. М. 1991

Ключевский В.О. Русская история.- М., 1993.

Литература Древней Руси: Библиографический словарь. /сост. Соколова Л.В.. – М.: Просвещение, 1996.- 240 с.

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: В 12 т. М., 1994-1999.

Повесть временных лет. Памятники литературы Древней Руси.- М., 1978.